14:35 Обсуждение ФГОС дошкольного образования | |
Совет Министерства образования и
науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным
стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного
образования. В соответствии с новым законом «Об
образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало
самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента
государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия
Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного
образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному
образованию, в том числе через принятие федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования". Разработка стандарта велась с 30
января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного
образования под руководством директора Федерального института развития
образования Александра Асмолова. Как рассказал А.Асмолов, "в
соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство
рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не
только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не
оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе;
образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не
сводится к сфере услуг. В основу стандарта была положена
культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой
критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти
системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как
ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип
стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от
диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта –
это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не
только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не
допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка
дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в
стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской
игры". В июне 2013 года проект ФГОС
дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение.
Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были
рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской
Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013
года. В соответствии с решением Совета
проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное
рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации
рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки
Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования разработан впервые в российской истории в соответствии с
требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации». Образовательные организации
дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои
основные образовательные программы на основе федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных
основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут
сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре. Образовательные программы
дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Федеральный государственный
образовательный стандарт включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том
числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям; 3) результатам освоения основных образовательных
программ. В отличие от других стандартов, ФГОС
дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Предлагаем Вам ознакомиться и высказать свое мнение в обсуждении проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. | |
|
Всего комментариев: 0 | |